Ах, мои усики, ах, мои ушки
Главное, что нужно знать про «косметику для веганов»: в ней напрочь отсутствуют компоненты животного происхождения и ее не тестируют на животных. «Выбор между веганским и невеганским кремом — вопрос не качества, эффективности или гипоаллергенности, а этический выбор», — расставляет все точки над i Анна Дычева-Смирнова, бьюти-аналитик и генеральный директор выставки InterCHARM, крупнейшей в российской индустрии красоты.
В отличие от так называемых органических средств веганские могут содержать искусственные компоненты (например, пептиды). Именно поэтому органическая косметика, в которой встречаются мед, пчелиный воск, молочные протеины, кармин (то есть продукты животного мира), — далеко не всегда веганская. И наоборот. «Отсутствие продуктов животного происхождения — не залог натуральности и высокого качества, — подтверждает Татьяна Лебедева, основатель портала LookBio. — В веганской ноунейм-косметике (например, из Индии) попадаются и токсичные вещества, что реже случается с продукцией больших мультинациональных брендов».
Где доказательства?
Гарантией, что средство веганское, служит символ одной из этих организаций на упаковке**: The Vegan Society, PETA Cruelty Free and Vegan, Leaping Bunny Program**. Ими могут похвастаться все средства Lime Crime, линия Botanique Pure Nature, La Biosthetique, многие продукты Natura Siberica.
Часто компании довольствуются подтверждениями из собственных лабораторий — именно так пометка «веганский» появилась на четырех масках для волос коллекции Fructis Superfood от Garnier. В Urban Decay пометок не ставят, но всегда готовы на словах объяснить, какие средства марки — истинно веганские. А вот на сайте Weleda такой список опубликован отдельно — в него входит большая часть средств для мам и малышей.
Доверять или нет заверениям производителей, решаете вы сами. Но сообщество веганов так невелико и дотошно, а цена обмана в эпоху диджитала так высока (особенно для крупных компаний), что редкий бренд решится на репутационный риск ради минимального увеличения продаж. Кроме того, список ингредиентов животного происхождения всегда можно проверить на сайте PETA и сравнить его с составом крема, который вы держите в руках.
Веганское будущее
На тематических ресурсах любят писать, что в мире живет более 1 млрд если не веганов, то как минимум вегетарианцев. Другими словами, каждый седьмой (!) житель планеты готов отказаться от продуктов животного происхождения, а значит, рынок веганской косметики — мегазолотая жила. Звучит как бизнес-план, не правда ли? Неправда.
Во-первых, нет надежных данных, подтверждающих эту информацию, а во-вторых, львиная доля «зеленого миллиарда» живет в бедных индийских штатах, где косметику, может, и производят, но точно не покупают. «Реальность же такова: по данным Европейского института политических, экономических и социальных исследований (EURISPES), в Италии, например, 6,2 % граждан от 18 лет и старше считают себя вегетарианцами, 0,9 % — веганами», – объясняет официальный представитель Vegetable Beauty в России, Федерико Франзини. Цифры не выдающиеся, однако и их хватило для того, чтобы компания Vegetable Beauty объявила о запуске веганского крема. Weleda, в свою очередь, ориентируется на исследование компании Euromonitor, где говорится, что веганское происхождение косметики важно для 15–20 % европейских потребителей. Тренд налицо, и в скором времени марка намерена получить соответствующие сертификаты для своей продукции.
Рынок веганской косметики растет сегодня в среднем на 6 % в год, остальное покажет время. Перестанут ли когда-нибудь люди есть мясо и носить кожаную обувь? Наверное, нет. Совершите ли вы маленькое благо для животного мира, сделав выбор в пользу веганского средства? Скорее всего, да.

Фото: Getty Images