Жанна, королева импрессионистов

В новой арт-рубрике Алексея Белякова – о портрете Жанны Самари, ее судьбе и художнике Ренуаре
Жанна Самари судьба женщины с картины Ренуара в статье Алексея Белякова | Allure

Пьер-Огюст Ренуар "Портрет актрисы Жанны Самари", 1877

Ей всего двадцать, и только что она дебютировала на сцене Комеди Франсез. О, эти французские актрисы, бьюти-иконы 19-го века. Вместо обложек Vogue к их услугам были художники. Пьер-Огюст Ренуар, молодой импрессионист, написал несколько портретов Жанны, так она его впечатлила. Он восхищался: «Какая кожа! А глаза!» Ничего не сказал про грудь, но она, судя по воспоминаниям, тоже была выдающаяся. У Жанны потом все сложилось неплохо. Она вышла замуж за успешного бизнесмена, причем семья жениха активно протестовала: актриса, ужас-ужас! Болваны, понимали бы они, что эта бойкая девчонка уже попала в вечность благодаря портретам Ренуара. Впрочем, для почтенных буржуа искусство импрессионистов было диким и они его почти не покупали. Этот портрет долго висел дома у Жанны. Спустя годы его приобрел купец Иван Морозов, так он оказался в России и, в конце концов, в Пушкинском музее. С тех пор он чуть ли не главный символ русской коллекции импрессионистов.

…Жанна умерла рано, в 33 года, от тифа. Обе ее дочери тоже стали актрисами, тоже удачно вышли замуж, и где-то во Франции сейчас бегают юные красотки, сверкают глазками, так похожими на томные глаза прапрабабушки Жанны.