У меня в институте была одногруппница Ира. Очень умная. Прямо очень. Знала всю русскую литературу, всех мировых лидеров по именам и еще разбиралась в экономике и астрономии. Ну да, согласен, это не ум, а багаж знаний. Но у Иры был и настоящий мужской ум. Когда я спрашивал ее о чем-нибудь пустяковом, Ира останавливалась и начинала: “Смотри, я тебе все объясню…” И объясняла – внятно, глубоко, неспешно. И спасибо ей за то. Но не дай бог мне было начать с Ирой спор – хоть о поэзии Ахматовой, хоть о парламентаризме. Ира всегда выигрывала. У нее было больше аргументов, цифр, сравнений. И логики. Я бесился. У Иры к тому же была изнуряющая манера вести спор невозмутимо, с пренебрежительной ухмылкой. Иногда, уже на взводе, я был готов вскричать: “Да это вообще не женского ума дело!” Но к счастью, не вскрикивал. А потом утешал себя одним: Ира была некрасивой. “Ловить ей нечего, - гнусно рассуждал я. – Парня у нее нет. Вот и развлекается с книжками, политикой, логикой. Дура!”
Не знаю, как сложилась судьба Иры. Надеюсь, что счастливо. Она была хорошей девчонкой. Только слишком умной, вот беда. Мужчины таких сторонятся. Да что сторонятся – бегут, как черт от ладана. Особенно если она не просто умна, а иронична.
Мужчине что надо? Немного. Чтобы им восхищались: “Какой же ты гений у меня, просто Шопенгауэр!” Чтобы смеялись над всеми его шутками, пусть даже совсем тупыми. Чтобы радовались его немудрящим рассуждениям – как обустроить мир и как сделать все вокруг красиво. Каждый мужик – не просто сам себе Шопенгауэр, он еще Ургант и Микеланджело.
Умная женщина рядом – это удар мужику по… ну, скажем, по голове. Женщина ведь не сможет промолчать, начнет диалог, дискуссию. И еще обязательно добьет: “А шутка твоя так себе”.
Но самый кошмар – это умная красавица. Тут у мужчины в глазах мутится, рушится простой прекрасный мир, где блондинки – дуры, брюнетки – стервы и дуры, а рыжие – хитрые дуры. Мужчина с такой разговаривает и тревожно озирается: где, ну где у нее телесуфлер? Не может она сама так рассуждать, этот текст ей пишет тайный интеллектуал. Ему страшно, как котенку в грозу.