В конце 1970-х я увидел по телевизору девочку – милую, застенчивую. Очень симпатичную. Она давала интервью. Я переживал раннее отрочество и прямо влюбился в эту девчонку. Ее звали Елена Мухина. Думаю, никто из молодых уже имени такого не вспомнит. А она была тогда мировой звездой – ну как сейчас, скажем, наша Маша Шарапова. Только Лена Мухина была гимнасткой. Фантастической гимнасткой. В 1978 году, когда ей было 18, она стала абсолютной чемпионкой мира.
Я следил за ней, хотя к гимнастике был равнодушен. Летом 1980 года Лена готовилась к московской Олимпиаде, понятно, что ее ждал очередной триумф. На тренировке она выполняла сложнейшее сальто на брусьях. Что-то не получалось: незадолго до этого у Лены был перелом ноги. Тренер кричал, требовал! Неудачный прыжок. Травма позвоночника. Впереди у Лены была инвалидная коляска и полное забвение. Она умерла в 2006 году, в 46 лет.
…Можете костерить меня последними словами, но я считаю, что девушкам нечего делать в большом спорте. Он убивает их – в прямом и метафорическом смыслах. Мужики пусть носятся, пусть потеют, вопят и калечат друг друга – это нормально, это их главная забава, это весело и зрелищно еще со времен античных Олимпиад. Но женщина и профессиональный спорт – несовместимы. Природой не предусмотрено, чтобы женщина убивала себя на брусьях, на льду, на корте.
Тут все закричат: «Да ты дурак! Да это прекрасно! А художественная гимнастика? А синхронное плавание?»
Плавание? Ну-ну. В молодости ко мне проявляла интерес одна профессиональная пловчиха, очень хорошенькая. И я уж думал: не закрутить ли роман со спортсменкой, а? Пригласил на встречу. До этого всегда видел ее в мешковатых спортивных куртках, а тут она явилась в облегающей майке. Честно? Я просто испугался. Там оказались такие бицепсы и трицепсы, что она могла бы отбить нас от дюжины хулиганов. Нет, наверное, если бы мы закрутили роман, она носила бы меня на руках – в буквальном смысле. Но я старомоден: предпочитаю обратный вариант. И чтоб девушка была без бицепсов.
Иссушенные лица девушек-бегуний, жилистые ноги велосипедисток, могучие плечи синхронисток – это, знаете ли, не слишком красиво. Очень далеко от моих представлений о женственности. Не вызывает эротического томления.
Да им самим не до него. Не до любви и секса. У них же сборы, соревнования, рекорды. Кстати, я как-то нагло поинтересовался у профессиональной спортсменки: а если у тебя критические дни и вдруг – соревнования? Что делать? О! Там, оказывается, целая медицинская отрасль на это работает. Циклы сбивают и перемещают. Главное же – выступить. Победить всем назло. Включая собственное здоровье.
Спорт как таковой – это замечательно. Спортивные девушки – это классно. Но только когда они занимаются им по своей воле, без окриков всесильного тренера и без обязательных рекордов. Когда живут в своем гармоничном цикле. Стройные ноги всегда хороши. Но большой спорт тут ни при чем.
Тут мне еще припомнят доходы Маши Шараповой: не зря, мол, девчонка носится на корте! Разве не стоит побегать так, помучиться – а потом жить себе припеваючи миллионершей. Ага, стоит. Только Шарапова – одна такая, где все сошлось: красота, выносливость, талант, работоспособность. Тысячи девчонок каждый год родители отдают в теннис, лишают детства и счастья, платят огромные деньги дорогим тренерам. Чтобы в 14 лет услышать наконец от тренера: «Нет, Шараповой из нее не выйдет никогда…»
Моя старшая дочь занимается теннисом, очень любит его, но у меня никогда не было безумных затей сделать из нее «шарапову». Я слишком люблю свою дочку.
Перестаньте мучить дочерей, оставьте их в покое, с куклами, лентами, платьями, туфлями, милыми глупостями и щебетанием. Оставьте большой спорт мужикам.
Впрочем, нет, я нашел счастливое исключение. Сейчас, когда идет Олимпиада в Рио, я услышал, что самый большой тв-рейтинг в России набрал – нет, вовсе не то, что вы подумали. Не теннис. А женский пляжный волейбол. И я уверен, что зрители были сплошь мужики. Потому что дико сексуально: девчонки в купальниках прыгают, крепкие задницы сверкают, загляденье. И нормальные девчонки: не качки, как пловчихи, не иссушенные, как бегуньи. Вот пусть один этот вид и остается в олимпийской программе. Сам включу телевизор ради этих чертовок.
Фото: gettyimages