С чего начиналась история «Пяти ритмов»?
Основательница практики Габриэла Рот в 70-е занималась балетом в Нью-Йорке. Она вела занятия для детей, молодежи, пожилых. А также работала с теми, у кого были эмоциональные проблемы. Она наблюдала за их движениями и заметила некие паттерны, устойчивые модели. Тогда у Габриэлы родилась идея «волны» — пяти музыкальных ритмов, которые следуют друг за другом в определенной последовательности. У ритмов есть свои названия: поток, стаккато, хаос, лиричность и покой. Через танец человек проживает целый поток энергии. Это кропотливая и упорная работа с самим собой, с партнером, с группой. Во время урока танцевальные движения перемежаются паузами, разговорами, упражнениями… Я не отрицаю, что у этой методики есть глубокие духовные корни: Габриэла долгое время была увлечена шаманскими практиками, где танец имеет большое значение. Каждый получает то, за чем он пришел: кто-то — физическую нагрузку, кто-то — прекрасную компанию, а кто-то — заряд эмоций.
Как люди узнавали о программе Габриэлы?
Она начала вести семинары, колесила по Америке. Как кочевник, переезжала с одного побережья на другое. Ее известность росла. Музыканты записывали ритмы под ее руководством! Кроме того, она выпустила два диска совместно с Борисом Гребенщиковым! Начиная с 70-х людям стало ясно, что одной Габриэлы на целый мир мало, так что они ей подсказали: «Тебе нужно научить других!» И вот постепенно начались учительские тренинги.
А как вы начали заниматься танцевальной медитацией?
Я работал клерком в лондонском офисе McKinsey, куда часто приходил массажист Стефан. Дело в том, что у меня долгое время после травмы болела шея. На протяжении семи лет я испытывал пускай и легкую, но постоянную боль. Я не мог полноценно двигаться. И он мне посоветовал программу «Пять ритмов», очень популярную в Лондоне. Он рассказывал, что у людей после занятий такими танцами «смягчается все тело», в результате чего уходит напряжение. Так что на свое первое занятие я пришел чисто по медицинским показаниям. Мой путь в этой практике начинался с двухчасовых занятий. Сразу же я почувствовал, что все 35 лет жил в каком-то параллельном мире, не зная о том, что где-то есть некое общество людей, которые заботятся о себе, о своем теле и всегда готовы делиться своим теплом. Начал заменять отпуск двухнедельным танцевальным семинаром. В итоге я уезжал в Британию менеджером отдела аналитики, а вернулся учителем танцев: вот такая ирония судьбы!
Расскажите про особенности вашего урока.
Ни знания, ни теория нам не требуются. Все очень просто: нужен только хороший пол, хороший звук и хорошее настроение. И вот вы готовы пуститься в танец! Важно следующее: пока мы не потанцевали, не сбросили с себя все заботы, мысли, критику, анализы, наше эго — все, чем тяготится наша душа, — нет смысла разговаривать. Наш танец действует как чистка. Люди ведь грубят друг другу не из ненависти, ведь это все маска. Внутри они все хорошие. И вот мы остаемся с тем, что в нас есть настоящее и реальное: тогда мы готовы общаться друг с другом. В этом я и вижу основное отличие нашего метода.
Что понадобится для первого занятия?
Мы рекомендуем танцевать босиком или же в обуви, которая не скользит. В зале мы не разговариваем. Телефоны выключены. Советую взять с собой бутылку воды и много пить. А еще быть готовым к тому, что первые 10–15 минут могут быть дискомфортными. Даже если первый опыт окажется неглубоким, я бы вернулся. Надо просто довериться этой практике: fake it till you make it, как говорится.