Блог главного редактора: как предотвратить анорексию

Ксения Вагнер — об анорексии и том, как ее предотвратить.
Анорексия признаки и способы предотвратить проблемы | Allure

Я хорошо помню, как встретила первую в своей жизни анорексичку. Это была девушка лет двадцати, не худая даже, а ссохшаяся, дряхлая. Ножки у нее были толщиной с мои руки, а рук я и не видела, потому что она все время носила подобия мешков – бесформенные, безразмерные толстовки. И только в вырезе этой одежды-обманки виднелись хрупкие, птичьи косточки – обтянутые тоненькой синюшней кожицей ключицы. Лицо ее было похоже на крошечное яблоко, сбитое с ветки раньше времени: зеленоватое, сморщившееся, с островками сухой, болезненной кожи. Единственным живым, притягательным слагаемым в ней были длинные густые волосы. Сами по себе они казались роскошеством – при взгляде со спины. Но стоило ей повернуться – и становилось жутко от несоответствия этого великолепия тому, что оно обрамляло. Тщедушной фигурке и лицу с кулачок, совсем еще детскому, но уже с морщинами, синяками под глазами, с искусанными в лоскутки губами. Все равно что смотреть на старушку в детском платьице. Чаще она закручивала свои волосы в пучок, похожий на башенку. Он возвышался на затылке и истерически сотрясался при ходьбе, а ходила она нервно, быстро, трусливой походкой беглеца. Убегала от голода. Cама я в то время уже была «худельщицей» со стажем, прошла через проблемы с желудком, циклом, кожей и, главное, самооценкой (я писала об этом здесь). После нескольких лет американских горок (сегодня – пицца, завтра – вода) научилась контролировать и аппетит, и внутреннего перфекциониста. Но не забыла мучительного чувства психологической зависимости от еды. В моем случае эта зависимость была со знаком умножения – жрать, давиться, проглотить одиночество с куском пирога. У больных же анорексией этот плен – плен страха. Еда есть зло, еда уродует. Еда мешает им быть совершенными. Моя знакомая с птичьим телом и пучком-башенкой начинала часто моргать, когда на деловых обедах приносили заказ, сделанный партнерами. Вяло гоняла вилкой куски мяса по тарелке. Что-то торопливо глотала, не разжевывая. Отлучалась в туалет. Другая девушка с диагнозом «анорексия» встретилась мне через несколько лет. Она была старше, ярко красила губы, модно одевалась, комбинируя свитера бойфренда с джинсами скинни. Но была в ней та же сиротская тревога, та же детская незащищенность, что и в первой моей знакомой. Подозрительное, нездоровое равнодушие к еде. Белые дрожащие руки с синими ниточками вен. Походка преследуемой жертвы. Или преступника, обрекшего тело на страдания – кусок хлеба или яблоко. Еще позже я встретила девушку, вылечившуюся от анорексии. Худую, конечно, но не прозрачную. О ее прошлом я и не догадалась бы, не скажи мне она сама. Но узнав, я обратила внимание, как аккуратно и тщательно она ест. Так люди учатся ходить после тяжелых травм. Каждый шаг – достижение. Каждый кусок – подвиг.

Все эти девушки были похожи на птенцов, оставшихся без мамы. Слепых котят, которым так нужен теплый и сытный бок. Замерзших без нежности, потерявшихся без маминой руки. Я не знаю, что делали не так их мамы. Но точно знаю, что за каждой историей анорексии скрывается недостаток любви. Эмоциональный вакуум, душевная температура ниже нормы в семье. Невнимание, пренебрежение глубиной проблемы, родительское раздражение или, что еще хуже, страх, парализующий способность к действию. А от скорости родительских действий на 70 % зависит успех лечения. Чем дольше вы медлите, тем шире пропасть между вами и вашим птенцом. Пропасть, в которую летят еда, слезы и месяцы потерянного счастья. Почти всем родителям тяжело признать, что у их ребенка есть психологические проблемы. И еще труднее признать, что они, родители, в них виноваты (полностью или частично). Что они чего-то недодали или совершили ряд ошибок. Родители ищут себе оправдания, и самое простое – уменьшить проблему в собственных глазах: «Да это просто новомодная диета», «Все подростки через это проходят», «У нее просто хороший обмен веществ». И самое частое – «В конце концов, она взрослый человек». Но разве этот взрослый человек – не ваш ребенок?...Мне очень хочется сказать всем мамам, которые бездействуют, глядя на тающих дочерей, – не ждите, пока вашего ребенка положат в больницу. Неважно, что вы сделали не так в прошлом, важно, что вы можете и должны сделать сейчас. Не тратьте драгоценное время на самокопание, выключите свое «я» и не пытайтесь решить проблему наставлениями, мольбами, пирожками с капустой. Это все равно, что лечить воспаление легких горячим чаем, а аппендицит – поглаживанием по животу. С анорексией, даже в начальной ее стадии, должен работать врач. И ваша задача – найти грамотного специалиста, отвести к нему дочь и поддержать ее во время лечения. Чтобы в ее жизни больше никогда не было голода, страха и ненависти к себе. **Сигналы тревоги для родителей: **- После еды ваша дочь регулярно уходит в туалет, где избавляется от съеденного с помощью искусственно вызванной рвоты.

  • Ваша дочь ничего не ест или ест крайне мало (при этом может убеждать вас, что плотно ест в течение дня, но даже если два полноценных приема пищи –– завтрак и ужин – отсутствуют, это уже сигнал тревоги).
  • Ваша дочь стремительно теряет вес.
  • Ваша дочь регулярно рассматривает свое тело в зеркале, недовольна собой, постоянно взвешивается и называет себя толстой. При этом не занимается спортом.
  • Ваша дочь зациклена на разговорах о диетах, похудении, пренебрежительно относится к полным людям, подсчитывает калории в каждом съеденном продукте (это часто признаки первой, но уже тревожной стадии того, что на английском языке называют eating disorder)
  • Ваша дочь стала замкнутой, нервной, быстро утомляется, не может вести привычный образ жизни, у нее появились проблемы с кишечником, боли в животе. Все это происходит на фоне полного или частичного отказа от еды, потери аппетита.

**Контактные центры по борьбе с анорексией: **• Клиника НИИ питания РАМН: академический подход к лечению булимии и анорексии. Диетолог работает в связке с психиатром – для поддержания эффекта рекомендуется продолжить амбулаторное наблюдение.www.dietology-ion.ru• Клиника «Лантан»: на сайте можно записаться на бесплатную консультацию диетолога. Доктор с кембриджским дипломом Анна Мелехина составит сбалансированный рацион и отправит на процедуры по реабилитации. www.lantanclinic.ru• Клиника коррекции веса EMC: лечение нарушений пищевого поведения в группе и индивидуально. Здесь также проводят операции по усечению желудка и реабилитацию после них. www.emcmos.ru

Фото: getty images