Агния Балабан — об участии в проекте Disney и AVON «Модная Академия», планах на будущее и своей коллекции

Финалистка проекта Disney и AVON «Модная Академия» Агния Балабан получила специальный приз от Glamour. В интервью нашему журналу дизайнер рассказала о своих мечтах, планах и творческом пути.
Агния Балабан об участии в проекте Disney и AVON «Модная Академия» планах на будущее и своей коллекции

Расскажите, пожалуйста, как вы решили стать дизайнером?

Желание посвятить свою жизнь творчеству у меня было всегда. Но сразу после школы я получила образование в области маркетинга и проработала в этой сфере более десяти лет. Даже в те годы моя жизнь всегда была связана с одеждой, но это было скорее хобби. Все студенческие годы, которые прошли на стыке 1990-х и 2000-х, я шила себе, обшивала подруг и родственников. Позднее начала вести блог, в котором показывала созданные мной вещи, снимала видеоролики для своего канала на YouTube. А пять лет назад я переехала в Москву, где моя жизнь круто изменилась.

Расскажите немного про свой творческий путь.

Моим первым важным шагом в профессии стало создание костюмов для короткометражного фильма. Эта работа настолько увлекла и вдохновила меня, что я решила во что бы то ни стало повысить свой профессиональный уровень в этой сфере. Не раздумывая, я отправилась учиться и защитила диплом по специальности «Дизайнер костюма». Параллельно с учёбой в институте последовал второй, третий, десятый и прочие проекты в кино. С каждым из них я развивалась, приобретала огромный опыт в создании образов.

За то время, что прошло после защиты диплома, я создала четыре тематические коллекции, одна из них детская.

Когда я искала себя как дизайнер, для меня стало большим открытием, что мне особенно нравится и удаётся работать с классическим стилем одежды, привнося в него свои авторские элементы. Свой стиль я называю креативная классика.

Где вы черпаете вдохновение для своих работ?

Практически в каждой созданной мной коллекции ключевым элементом являются лепестки цветов. Могу с уверенностью сказать, что именно растения вдохновляют меня на поиск необычных форм и конструктивных деталей. Но уверена, что вдохновение может настигнуть везде. Помню, что во время учёбы разработала коллекцию, на которую меня вдохновил десертный нож с картины Валентина Серова «Девочка с персиками».

Каковы ваши главные достижения в творчестве, поделитесь?

Достижения — это совокупность планов, целей, усилий и результатов. В этом смысле я пока исследователь. Но всё-таки есть некоторые важные события и свершения, которые я не планировала, а они произошли благодаря моим стараниям. Одно из них из мира кино — короткометражный фильм «Воротничок», снятый по рассказу Надежды Тэффи «Жизнь и воротник». Для него я создавала исторические костюмы, и в 2017 году фильм получил награду «За лучший дизайн костюмов» на фестивале фэшн-фильмов в Майами (МiaFashionFilmFest). Другие кинопроекты, к которым я приложила руку как художник по костюмам, также получают призы и высокую оценку на различных фестивалях. Кино и мода — очень созвучные друг другу сферы. История знает множество примеров — Габриэль Шанель, Пако Рабан, Жан-Поль Готье, Том Форд, Джорджо Армани, Ив Сен-Лоран, Юбер де Живанши, Маноло Бланик, Миучча Прада выступали не только как дизайнеры, но и как художники по костюмам. Для себя я тоже вижу возможность творческого развития и в киноиндустрии и, с недавних пор, в театре.

Как раз осенью этого года в моей жизни случился новый поворот — меня пригласили в качестве художника по костюмам в Государственный академический Малый театр. В настоящий момент я работаю над стилизацией классической постановки спектакля «Последний срок» по одноимённой повести Валентина Распутина.

Почему решили принять участие в проекте «Модная Академия»?

Решение попробовать свои силы в этом проекте было спонтанным. Меня уговорила поучаствовать моя дочь, она же была главным ментором при подготовке первых эскизов, выборе тканей и пошиве образцов одежды для полуфинала.

Что вам дал проект «Модная Академия»?

В первую очередь это опыт. Причем разнообразный — от «прокачки» навыков держаться перед камерой до умения планировать наполнение коллекций своего бренда. Организаторы подготовили для нас колоссально полезный учебный интенсив, который состоял из бизнес-образования и творческих мастер-классов. Всё, что происходило на проекте, было очень полезным для творческого развития каждого участника. Отдельно отмечу, что команда финалистов подобралась сильная. Очень рада нашему с ребятами знакомству.

Какие дальнейшие планы?

Планирую работать и развивать свой бренд одежды. Проект помог мне придумать концепцию бренда, понять целевую аудиторию, обозначить тонкости, необходимые для ведения бизнеса в fashion-сфере. Уже начала всё активно применять.

Какие российские дизайнеры для вас являются кумирами? А зарубежные?

Я фанат творчества Алёны Ахмадуллиной. Каждая ее коллекция вызывает восторг. Одежду Алёны воспринимаю как произведение искусства. Больше всего меня восхищает то, с какой точностью каждое изделие отражает сказочную концепцию этого бренда. Из зарубежных Домов моды мне безумно нравится то, что выходит под маркой Delpozo. Было особенно интересно следить за творчеством Джозефа Фонта на посту креативного директора этого бренда. Джозеф — архитектор, это было видно по тому, как он работал с объёмом, формой, какие применял материалы, как использовал декор.

Также не могу не отметить Кристиана Сириано. Это мой любимчик в мире моды. Слежу за ним с четвертого сезона проекта «Подиум». Особенно интересно наблюдать за тем, как Кристиан работает с нестандартными фигурами, а его наряды, созданные для звёздных выходов на Met Gala, вызывают у меня неземное восхищение.

О чем вы мечтаете?

Моя ближайшая цель — выпустить коллекцию, вдохновлённую оренбургскими пуховыми платками. Я задумала и частично разработала ее еще во время учебы. Наша национальная реликвия не отпускает меня, и каждый день я возвращаюсь к ней и додумываю новые моменты. Этой коллекцией я хочу показать иной взгляд на пуховые платки.

Если говорить про более глобальные вещи, то я хочу создать узнаваемый бренд одежды, в изделиях которого будет проработана тема разумного потребления. Здесь я вижу свой потенциал в сфере применения экологичных материалов и создания изделий-трансформеров.

С какими трудностями сталкивается начинающий дизайнер?

Мне очень сложно дается делегирование. Я закоренелый перфекционист и мне кажется, что лучше меня никто мою работу не сделает. Из этого вытекает нехватка времени в сутках, потому что я пытаюсь самостоятельно решить все задачи. Также полагаю, что многим в самом начале не хватает оборотных средств на закупку тканей и производство изделий.

Какими качествами должен обладать дизайнер в России?

Главное качество — это стрессоустойчивость. В нашей сфере одного таланта мало, нужно обладать большим набором качеств и умений, нужно знать свою аудиторию, уметь общаться с ней, уметь предвидеть тренды, быть гибким, неустанно учиться, не лениться и работать, работать и работать 24/7. Также важным считаю поиск ДНК своего бренда, это приходит через познание себя и своего творчества.