Уилл Эндрюс: «Не храните духи в ванной!»

На презентацию ароматов Dolce & Gabbana Velvet Collection в Москву приехал ведущий парфюмерный эксперт компании P&G Prestige, разработавшей ароматы для бренда, — Уилл Эндрюс. Allure поговорил с Уиллом о том, как создаются ароматы в одной из крупнейших бьюти-корпораций в мире, лучше ли натуральные ингредиенты, чем синтетические, и о парфюмерных трендах.
Как создаются духи интервью с Уиллом Эндрюсом экспертом компании PG Prestige | Allure

— Как в P&G Prestige происходит процесс создания ароматов?— Во-первых, у нас в компании больше парфюмеров, чем у кого-либо в мире, — 46 человек. Они создают ароматы для всех брендов P&G. — Но вы также работаете и с парфюмерными компаниями?— Да, если вам нужно лучшее в парфюмерной индустрии, вы работаете со всеми на рынке. Так получается, что большая команда людей постоянно работает над идеями как внутри P&G, так и снаружи. И есть 10 человек в корпорации — я один из них, — кто натренирован как парфюмер оценивать ароматы в процессе их создания. Мы находимся между отделом маркетинга и парфюмерами и помогаем всем вместе выработать интересные идеи.

— Но кто все же первый приходит с идеей нового аромата?— Обычно либо маркетинг делает предложения, либо парфюмеры, у нас эти идеи встречаются и получают форму. Мы ведь знаем наши бренды очень хорошо. И при этом мы не хотим, чтобы парфюмеры разбирались в брендах так же, — мы хотим, чтобы они просто фокусировались на интересных идеях. Парфюмеры должны оставаться свободными от бизнес-задач, от коммерческой стороны, чтобы творить нечто прекрасное. Это уже наша работа — решить, в какой форме и какому бренду подойдет та или иная идея.— Сколько месяцев уходит на создание аромата?— Все зависит от сложности идеи, в идеале три-четыре года, но всегда не меньше двух лет, потому что аромат нужно протестировать, например оставить его на три месяца, чтобы убедиться, что он не разрушится. Такое техническое тестирование занимает от шести месяцев до года.

Главным чувством, ощущением при создании ароматов стал бархат — в своем роде символ бренда Dolce & Gabbana, традиционный и в то же время современный материал.

А иногда приходится работать очень быстро. Так мы поступили с недавно вышедшей Dolce & Gabbana Velvet Collection. Мы взяли парфюмерные ингредиенты со статусом иконы и выстроили вокруг них ароматы. С одной стороны, их мы сделали быстрее, потому что изначально была сильная идея. Но они же бывают и очень сложными.— Ароматы тесно связаны в нашей голове с эмоциями. Какие эмоции вы хотели вызвать, создавая эту коллекцию?— В этой коллекции мы хотели сделать что-то такое, чего раньше не делал бренд Dolce & Gabbana, немного заглянуть в частную жизнь Доменико и Стефано. Эти ароматы представляют их мечты, их воспоминания. Работая с ними, мы пытались понять, какое чувство отражает их суть, и выстроить вокруг него коллекцию. Поэтому эта история — очень личная. Таким чувством, ощущением стал бархат — для них это в своем роде символ их бренда: с одной стороны, очень традиционный материал, с другой — он может быть очень современным. И это основа Дома Dolce & Gabbana — сочетание традиций и инноваций.


– То есть вы попытались передать ощущение бархата в ароматах?— Не совсем: именно бархат — скорее в упаковке и форме флаконов. А ароматы посвящены разным аспектам того, что любят дизайнеры. Velvet Patchouli, например, — потому что Стефано обожает пачули. Правда, разрабатывая аромат, мы поняли, что нам не нужны любые пачули — нужен только запах листка пачулей. Мы на самом деле хотели создать ароматическое ощущение от масла пачулей на коже. Поэтому мы выбрали особую фракцию натуральных пачулей, от которой не возникало ощущения пыльности, но которая сохранила глубокие древесные нотки и сладкие специи в сердце. Также в аромате есть мускус, передающий ощущение кожи.

В Velvet Wood все выстроено вокруг черного дерева, но если вы хотите понять, о чем мы думали, создавая его, представьте себе предмет мебели из темного дерева, например пианино. То есть мы придумывали нечто, у чего была бы древесная глубина, но очень утонченная, отполированная.Velvet Vetiver — снова довольно привычный нам ветивер в центре. Подобный аромат скорее всего имел бы горьковатые ноты кипрского лимона, специи в сердце и пыльные корни ветивера в базе. Мы такое делать не хотели. Нам нужно было быть другими, очень Dolсe & Gabbana — а они любят идею средиземноморских ингредиентов. Так мы пришли к инжиру — чудесной нотке инжира внутри ветивера. Вместе они создают ощущение, что вы где-то у Средиземного моря. Запах яркий и сверкающий — звучит как сумасшествие, ведь я описываю вещи, у которых нет формы. Но он пахнет позитивно, ярко — все благодаря инжиру, его зеленым листьям. Главный герой — ветивер, но инжир здесь король. — Vetiver и Wood — это обычно ингредиенты ароматов для мужчин, но здесь все, похоже, унисекс?— Чтобы помочь людям разобраться, я обычно говорю, что три эти аромата — более маскулинные, а Velvet Sublime, Velvet Love и Velvet Desire —феминные. У последних трех и названия более эмоциональные, что свойственно женщинам. Хотя я сам, например, с удовольствием ношу Velvet Love. Но в целом во всем сохранен унисекс-подход: все могут носить всё.

Органическая химия — такое же искусство, как и выращивание полей роз. Человеческий гений против матушки-природы.

— Эти ароматы довольно дороги. Цена обусловлена ингредиентами или это позиционирование?—Комбинация и того и другого. Если вы хотите нечто эксклюзивное, вам приходится за это платить. Не хотите — не платите и не носите.Но и ингредиенты играют роль. Нам дали при работе над этими ароматами полную свободу их выбора. А некоторые из ингредиентов в парфюмерии очень дороги. Например, масло нероли в Velvet Sublime — это собранные вручную цветки. Не веточки, не листья — чистое нероли. С другой стороны, в Velvet Wood есть черное дерево — это синтетически воссозданный аромат черного дерева. Кажется, что это просто, но чтобы создать этот экстракт, нам нужны были образцы воздуха вокруг дерева: их нужно было проанализировать, выделить ингредиенты и воссоздать их. Этот процесс занимает месяцы и стоит очень дорого. Но в итоге вы получаете нечто, созданное человеком. Хотя этот запах настолько же близок к запаху рядом с черным деревом, насколько это возможно. И он прекрасен! Это инновации, технологии в парфюмерии, о которых мы не так часто думаем. Тем более что люди привыкли считать, что только натуральное лучше всего и только натуральное заслуживает самой высокой цены.


— В прошлом у парфюмеров были только натуральные ингредиенты, но затем появились синтетические, и мы привыкли считать, что они не так хороши.— Синтетические ингредиенты — это произведения искусства в своем роде. Если вы парфюмер-химик, вы должны создать молекулу, которая прекрасно пахнет. И работа, которую делает такой парфюмер, — это не просто «соединить то и это»: нужно найти молекулу и воссоздать ее. Поэтому органическая химия — такое же искусство, как и выращивание полей роз. Человеческий гений против матушки-природы. В парфюмерии они соединяются в идеальной гармонии. В этой коллекции у нас есть и то и другое. Есть очень ценные натуральные ингредиенты и не менее ценные синтетические. Например, инжир: нельзя использовать масло инжира, оно обожжет кожу. Вам это не скажут никогда, но все ароматы с нотой инжира содержат воссозданные химиками ингредиенты.

— А что вы думаете о захватившей парфюмерный мир мании на уд?— Открою секрет: скоро и у Dolce & Gabbana выйдет аромат с нотой уда. Он стал моден, потому что Ближний Восток стал моден. Таким образом восточная культура проникает во весь мир. Путешественников с Востока становится все больше, они берут свои ароматы с собой. Мы нюхаем эти ароматы и думаем, что же это? Интересно, когда культуры таким образом проникают друг в друга.— Не только культуры, но и технологии производства ароматов?— Они не так отличаются. Тут скорее речь об излишке каких-либо нот — тот же уд обычно кладут в аромат в высокой концентрации. Так что это скорее иной подход к созданию ароматов. Мы с коллегой занимались оценкой ароматов с удом на рынке. Мы купили их много, когда были на Ближнем Востоке. И он теперь в результате сам носит уд, и ему очень нравится запах: глубокий, насыщенный, очень мужской. Я пытался его носить, но не смог. И тем не менее в будущем, вероятно, мне нужно будет создать аромат с удом. Поэтому приятно работать в команде, а не индивидуально, кстати: если мне что-то не нравится, это не значит, что моему коллеге это не нравится тоже. А еще мы проводили оценку уда потребителями — дали им разные виды уда и спросили, носили бы они их или нет? Что интересно, у этого ингредиента есть строгая иерархия по возрасту. Молодые юноши, пробуя более тяжелые версии уда, говорили: нет-нет, я еще недостаточно взрослый для этого аромата, я буду носить его лет в 40.

Мне кажется, когда за идентичность бренда отвечает модный Дом, у вас гораздо больше эмоциональных якорей, которые зацепят людей.

— Помимо моды на уд какие еще парфюмерные тренды вы выделяете?— Я не считаю уд трендом, тренд скорее — влияние Востока. Ведь уд всегда был с нами как парфюмерный ингредиент! Просто мы, например, никогда не клали его так много, как это делают на Востоке. Что касается трендов, выделю спортивные ароматы для мужчин. Их так много выходит сегодня. Я бы и хотел сказать, что это влияние Олимпиады в Лондоне, но это не так. Так индустрия реагирует на тот факт, что мужчины не носят ароматы или отказываются от них. В результате люди в индустрии подумали: «Мужчины носят одеколоны, простые, цитрусовые запахи, — почему бы не сделать такие же свежие цитрусовые ароматы, но более современные?» Так появились спортивные запахи — Boss Bottled Sport например, Dolce & Gabbana The One Sport. Это тренд последних двух лет. Нет, конечно, спортивные ароматы были и до того, но неожиданно именно сейчас их стало появляется очень много – да возьмите только это лето. В женской парфюмерии, думаю, нас ждет большее количество классических ароматов, переосмысленных на современный лад.— Например?— Например, с нотами розы, или жасмина, или туберозы, белого цветка, который бывает довольно тяжелым и кажется предназначенным для женщин постарше. Их будут делать более легкими, современными, чтобы, вдыхая аромат, вам казалось, что это что-то для юной девушки. В некотором смысле это то, что мы сделали с Dolce & Gabbana Velvet Collection: взяли ингредиент с наследием и пересмотрели его интерпретацию. Думаю, это связано и со спадом в экономике…

Ароматы убивают две вещи: солнечный свет и кислород. Изменения температуры также играют роль, поэтому относитесь к процессу как к хранению вина.

— Как это связано?— Людям хочется вернуться к чему-то знакомому, устоявшемуся, тому, что придает им уверенности. Но в более легком современном прочтении.— А что вы думаете о моде на нишевые ароматы?— Я думаю, их стало слишком много. При этом качество не всегда на высоте. Не все они хорошо ведут себя на коже, не все до конца выстроены. Мне кажется, когда за идентичность бренда отвечает модный Дом, у вас гораздо больше эмоциональных якорей, которые зацепят людей. В нашем мире бренд очень важен. Ведь большинство людей, которые носят ароматы, не парфюмерные эксперты, не обладают нашими носами, но это люди, которым нравится Dolce & Gabbana, Gucci, Hugo Boss, которым нравится мода. В аромате, если мы хорошо сделали свою работу, они получают парфюмированный имидж любимого бренда. Поэтому важен бренд и упаковка — они формируют отношение к аромату.


— Расскажите, как происходит создание упаковки?— Есть дизайнеры, специализирующиеся на упаковке. Я люблю с ними работать, потому что работал в этой сфере 10 лет: со стеклом, с крышечками, шрифтами. На каждую часть есть свои специалисты: производители стекла, крышечек, картона, который сам по себе может стать произведением искусства. Есть специальные дизайн-агентства, разрабатывающие флаконы ароматов, — обычно мы работаем с ними, потому что они разбираются в стекле, а это сложный вопрос. Есть агентство в Париже, которое работает не только с нами: они также занимаются бутылками для шампанского. Назову также Петера Шмидта и Лутца Херманна — очень талантливые дизайнеры.

— Вас наверняка постоянно об этом спрашивают, но — какие у вас три любимых совета о том, как выбрать аромат и как его носить?— Если вы знаете, к какому парфюмерному семейству относится ваш любимые аромат, попробуйте другие из того же семейства. Что касается того, как носить, — я тут услышал чудесный совет от одной девушки: если вы собираетесь на свидание и наденете юбку, нанесите немного аромата под колени. В течение вечера, пока вы будете ужинать, кожа там нагреется и аромат в прямом смысле слова поднимется вокруг вас. Отдельно скажу о том, как хранить ароматы. Хуже всего держать духи в ванной комнате. Идеальное место — это холодильник: там темно и холодно. Ароматы убивают две вещи: солнечный свет и кислород. Изменения температуры также играют роль, поэтому относитесь к процессу как к хранению вина.

Фото: P&G Prestige