Гид по выставке «Музей самоизоляции» в Музее Москвы: как художники увидели пандемию

До 4 апреля в Музее Москвы проходит выставка «Музей самоизоляции» — совместный проект музея и галереи «Триумф». Как увидели карантин современные художники, рассказываем на примере шести самых интересных экспонатов.
Гид по выставке «Музей самоизоляции» в Музее Москвы как художники увидели пандемию

«Упаковка эмоций», Марина Звягинцева

Выставка открывается инсталляцией Марины Звягинцевой «Упаковка эмоций»: общее эмоциональное состояние она перенесла на самый обычный мусор. Загрунтовала и покрасила в авторской технике биотипии пустые бутылки от воды и упаковки от чая. На каждом предмете надпись: «меланхолия», «страх», «эмпатия» или «гнев». «Упаковка эмоций» — самодостаточный арт-объект внутри проекта «Запертые чувства». Он родился в середине весны 2020 года, во время режима самоизоляции, и стал эмоциональной реакцией художника на происходящее. Когда исчезла привычная подпитка в виде общения, событий и впечатлений, творческая энергия Марины Звягинцевой нашла другой выход. Время, проведенное дома, начало измеряться объемом съеденного, выпитого, использованного. По количеству упаковок стало возможно оценить количество дней вне социума. И глаза художника разглядели в неприглядном бытовом мусоре красоту повседневной жизни.

«Как правильно мыть руки семью сортами мыла», Семен Мотолянец

Весной даже редкие походы в магазин или на прогулку с собакой могли обернуться серьезными последствиями. Страх и здравый смысл заставили намного внимательнее отнестись к привычной гигиенической процедуре, которую художник Семен Мотолянц превратил в выразительный видеоперформанс. В кадре зрители видят мужские руки и ряд разноцветных кусков мыла. Наблюдение за процессом мытья рук сегодня, спустя почти год с начала самоизоляции, — весьма умиротворяющая практика.

«Метель», Мария Сафронова

Двухметровая инсталляция Марии Сафроновой только по форме похожа на стеклянный новогодний шар. Никакого праздничного настроения она не создает — как раз наоборот. Внутри прозрачной сферы законсервирован типичный для пандемии городской пейзаж: пустая детская площадка и красно-белая лента, окутавшая скрипучие качели. Время словно остановилось, каждый день похож на предыдущий. Это безжизненное пространство из недалекого прошлого одновременно и гипнотизирует, и пугает.

Галерея «Балкон», Екатерина Муромцева

Весной художница Екатерина Муромцева застряла на карантине в Хорватии. Она решила не терять времени и превратила собственный балкон в арт-галерею. На свежем воздухе она выставляла собственные акварели, а также работы приглашенным художников. В январе в «Музее самоизоляции» у галереи появилось собственное представительство. На импровизированном балконе каждый месяц проходит новая выставка. Первыми выставили психоделические работы Любови Кулик, художницы из Грозного.

«От меня остался ноль. Ни юмора, ни чувств — я выгорел», Игорь Самолет

«Я кончился раньше, чем день» — первое сообщение, которое видишь в инсталляции Игоря Самолета. Видишь — и очень хорошо понимаешь ощущение усталости. Многие на личном опыте убедились, что онлайн-общение изматывает ничуть не меньше, чем стандартный восьмичасовой рабочий день в офисе. От коммуникации нон-стоп выгорел и сам художник. Своей работой он погружает посетителей в цифровое пространство, созданное из скриншотов сообщений от друзей и голосовых от мамы. Главная эмоция здесь — усталость от себя, работы и обстоятельств.

«День из жизни», Павел Отдельнов

Дневник — знакомый человечеству формат документации опыта. Свой вариант карантинной хроники представил художник Павел Отдельнов. Одна его часть — карандашный рисунок, вторая — емкий комментарий к нему. Вместе они создают образный ряд изменений повседневности. Вот например запись, сделанная под рисунком кровати: «Каждый раз я собираюсь почитать перед сном. Но обычно не получается продвинуться дальше одной-двух страниц. Недочитанная биография великого композитора сейчас кажется мне примерно такой же интересной, как вид моих ног». Отличная возможность сравнить свой взгляд на привычные практики со взглядом человека искусства.

Фото: Пресс-служба Музея Москвы