Чем опасны детские страхи

Все мы родом из детства — это выражение наиболее точно описывает характер становления человеческой психики, указывая на первоисточник самых разнообразных эмоций и переживаний, испытываемых порой на протяжении всей последующей жизни. К таким чувствам относятся и детские страхи.
Чем опасны детские страхи

Согласно научным исследованиям, каждый второй ребенок переживает это ощущение той или иной степени выраженности, особенно в периоде от двух до девяти лет. Объяснима такая закономерность готовностью психики в этом возрасте наиболее полно воспринимать окружающий мир, не контролируя свои впечатления посредством разума. Другой психологической особенностью этого периода является способность преувеличения полученной информации и наделения ее новыми чертами, то есть хорошо развитая способность фантазировать. Это отнюдь не патологическая черта, скорее, наоборот — с помощью гибкости и многовариантности запечатляемых в сознании образов маленькому человеку легче приспосабливаться к такому большому и полному новых впечатлений миру. Страх отнюдь не является для человека самой желанной из спектра испытываемых эмоций, однако он сопровождает нас на протяжении всей жизни и предопределяет такие чувства как тревога и обеспокоенность, носящие более социальный характер и основанные на примеси к страху других ощущений — стыда, вины и опасения. С точки зрения психологии, страх, как и другие эмоции, является, скорее, нормой, чем патологией. Его, как боль и радость, печаль и восторг, должен испытывать любой здоровый человек в своей жизни. Более того, именно страх помог нашим предкам выжить в эволюционной борьбе, предостерегая от опасности и мобилизуя защитные реакции, когда того требовал момент. Поэтому страх вполне можно считать одной из лучших защит, подаренных нам мудрой природой.  Все детские страхи в половине всех случаев также имеют под собой инстинктивную природу и несут защитно-охранительный характер. Будучи крайне любознательным, что так необходимо для полноценного исследования многогранной реальности мира, ребенок просто обязан быть вооружен таким оружием защиты как страх, дабы избежать лишних неприятностей. Страх в этом случае работает на его самосохранение, ведь иного способа наработки жизненного опыта у малыша не существует! Учась на своих ошибках, он постигает окружающую его вселенную, и страх в этом случае обязательно нужен для того, чтобы уравновесить неуемное стремление к познанию нового. Другой причиной страхов детского возраста можно считать чрезвычайно развитое детское воображение. Дети настолько открыто и всепоглощающе воспринимают реальность, которая мощными потоками обрушивается на них со всех сторон, что порой не могут оценить ее достаточно критично с помощью разума. Они воспринимают всю информацию буквально, на эмоциональном уровне, и порой не могут объективно отсеивать ее реальные отпечатки от захлестывающих подсознание фантазий. И, если в первом случае страх носит скорее приспособительный характер и не причиняет никакого вреда психике ребенка, мобилизуя его на сохранение собственной жизни, то вторая разновидность переживаний скорее иррациональна, принимая разрушительный, парализующий характер. Возникновению такого рода страхов, вольно или невольно, могут способствовать родители ребенка. Их типичной ошибкой в этом случае является излишняя опека и ограждение ребенка от предполагаемых неприятностей. Непережитое в детстве открытие, пускай даже сопровождаемое инстинктивным испугом, может вылиться в намного более опасную фобию неизвестности, закрепившись в подсознании на всю последующую жизнь.  Другая ошибка, которую часто допускают взрослые — это преднамеренное пренебрежение к вполне объяснимым страхам ребенка, когда родители искусственно «помогают» преодолевать их с помощью форсирования действий, к которым ребенок еще не готов и которых боится — сталкивания в воду для преодоления страха плавания, или включения газовой горелки, когда ребенок боится огня. Часто родители передают детям свои собственные страхи на уровне инстинктивного поведения. Например, мать, боясь грозы, порывисто прижимает ребенка к себе, тем самым формируя у него тревожную ассоциацию с этим явлением природы на уровне подсознания. Оставление малыша одного в темной комнате, особенно, когда за стеной он слышит ругань взрослых или улавливает разговоры шепотом о чьей-то болезни или смерти, тоже не приведут ни к чему иному, как к формированию иррационального страха, ассоциирующегося с темнотой и одиночеством. В итоге очень часто непережитые и своевременно не переработанные подсознанием детские страхи готовят вполне благодатную почву для формирования самых различных фобий во взрослом периоде жизни. И вот вполне солидный и внешне успешный человек без видимой причины теряет покой, становясь расстроенным, испуганным и опустошенным. Чаще всего нас страшит неизвестность, конфликты и перемены, неудачи и расстройства наших планов. Большинство из нас боится болезней и страданий, опасается за жизнь и здоровье родственников, содрогается при мысли о предстоящей смерти. Мы обеспокоены и снедаемы неприятными эмоциями, в которых боимся признаться даже близким людям. Но часто это может быть ничем необъяснимый страх сгущающихся сумерек, боязнь темных углов или страх, охватывающий при звуке открывающихся дверей. Более того, все сопровождающие такие страхи физические сигналы тела — потливость, сердцебиение, учащенное дыхание — могут появится даже в отсутствии провоцирующего фактора, лишь при одной мысли о нем. Справиться самостоятельно с подобными проблемами подчас очень трудно, а чаще — невозможно, тем более что порой навязчивые страхи сопровождаются смешными и нелепыми ритуалами, вызывающими чувство стыда. И это тоже детский способ защиты — оберегания себя от предполагаемой опасности. В этих случаях действенную помощь, скорее всего, смогут оказать специалисты. Они знают, что в подавляющем большинстве случаев истоки подобных состояний оказываются в глубоком детстве. В любом случае, каждому из нас не помешает покопаться в своих детских воспоминаниях, отыскав там свои «скелеты в шкафу». Только осознав взрослой частью своей личности, наработавшей немалый жизненный опыт, свои детские страхи и переживания, мы можем, не отталкивая и не отвергая, принять их на новой ступени развития своего сознания. Обращаясь к взрослой части своего внутреннего «я», усиливая и воспитывая в себе способность рационального восприятия окружающей действительности, волевых решений и логически обусловленных действий, мы поможем ребенку, глубоко сидящему внутри нас, навсегда распрощаться со своими нелепыми ребяческими страхами.