Зимняя вишня: интервью с Дианой Вишневой

Главная балерина России о том, почему она не снялась в «Черном лебеде».
Зимняя вишня интервью с Дианой Вишневой

Платье** из креп-шифона, Kira Plastinina Lublu«Везет тебе, Вишня классная!» – узнав о моем интервью, восклицает знакомая сотрудница одного столичного музтеатра. При встрече «классная Вишня» оказывается хрупким, тихим и очень усталым созданием, упакованным в черную водолазку и брюки галифе. Устроившись на стуле и изящным взмахом вскинув ноги на гримерный стол (для балерины давать отдых икрам и щиколоткам – суровая необходимость), она просит принести ей из буфета Большого театра, где проходит съемка, эспрессо и творожный сырок. Лучший в мире русский балет – не только экспортный бренд, но и набор жестких догм, нарушить которые рискнет не каждый. Покорив публику в обязательных «Лебедином озере» и «Жизели», Диана Вишнева взялась за современный танец, что для классической балерины сложно чисто технически: ради прогрессивного хореографического этюда порой приходится наращивать буквально новые мышцы. Сегодня зубры современной хореографии вроде Джона Ноймайера ставят балеты специально для нее, а она танцует их по всему миру – от Нью-Йорка до Парижа, не забывая о классике и родной Мариинке.  **В чем основное отличие современного танца от классики? Поясните для чайников.**Посмотрим на примере моих последних работ: Марта Грэм – это американский модерн, 1940-е, в этой хореографии много статики. В классике же тело привыкло все выражать движением. У молодых хореографов Пола Лайтфута и Соль Леон, с которыми мы сейчас работаем, движения в постоянном плие. В классическом балете танцуешь на пальцах, и коленки сгибаются лишь для того, чтобы сделать пассе или вскок. Поэтому распределение веса тела и работа мышц очень отличаются. А еще очень важно, чтобы твое тело было абсолютно ракрепощено.

Спектакль «Диалоги» в Мариинском театре

**В их балете «Возможны изменения» вы танцуете еще и на ковре, который другие артисты двигают по сцене... **Перед одним из выступлений я хотела на ковре потренироваться, но Соль мне запретила. Я говорю: «Вдруг что-то не получится?» А она: «Значит, так надо. Ты должна танцевать так, чтобы на сцене родилось то, чего ты сама от себя не ожидаешь, и тогда твои реакции будут живыми, а не превратятся в рутину отрепетированных движений». **Когда я смотрела одноактник «Диалоги», что для вас сочинил Джон Ноймайер, плакала, будто сижу в кино на мелодраме.**Да, это балет о любви, но для людей, которые приходят что-то понять и узнать о себе, найти отголоски личных переживаний. Эмоции рождают мысли. Я часто слышу, что эта постановка настолько искренняя и глубокая, что кажется правдивой историей моей жизни. **Вы не думали о кино?**У меня уже был опыт – фильм «Бриллианты» Рустама Хамдамова.

Платье из шифона и шелка, Bohema; пуанты, золотое кольцо с бриллиантом, собственность Дианы**Он все же скорее художник, чем режиссер. А сыграть разговорную роль не хотели бы? **После одного из недавних спектаклей мне поступило несколько интересных предложений. Пока не скажу от кого, но пробоваться буду. Хотелось бы, конечно, какой-то истории про балет. Странно, что у нас их почти не снимают. **«Бриллианты» показывали в Венеции. На том же фестивале, по иронии судьбы, был «Черный лебедь» Даррена Аронофски.**Мне предлагали попробоваться и туда – я же танцую в нью-йоркском ABT. Увы, пришлось отказаться – была занята. **Знатоки говорили, что танцуют в этом кино чудовищно.**Как бы ни старалась Натали Портман стать балериной, за полгода это ни у кого не получится. Особенно, если тебе нужно исполнить «Лебединое». Но я закрывала на это глаза и смотрела хороший триллер.

Диана в платье своего любимого дизайнера Татьяны Парфеновой**Если верить режиссеру – подсознание балерин рождает демонов. Все и в жизни точно так: неврозы, сексуальные фрустрации, галлюцинации?**Нервозность, стресс, истеричность – все это есть. Ты слегка сходишь с ума, когда готовишь роль, но это нормальное состояние, иначе роли не получится. Она тебя съедает, сжирает, переворачивает. У меня иногда проблемы со здоровьем бывают – так отдаешься процессу, что забываешь поесть, поспать. Ночью мозг никак не может отключиться: все думаешь – как лучше сделать? **Путь балерины – как путь самурая: дорога вечного воздержания. Вы срывались хоть раз? **Конечно, бывало. Скажем, в этом году у меня не вышло отпуска – я его планировала, но в Японии предложили станцевать «Жизель» – не смогла отказаться. Иной раз чувствуешь, что ты сверхчеловек, работаешь сквозь боль, травмы, воспаления. А этой осенью мое тело просто отказалось меня слушаться: появились непонятные боли, от которых не спасали даже массажи. Нужен элементарный отдых – поняла я. И в тот же день собрала чемодан и уехала на Мертвое море.

Постановка «Анны Карениной» в Мариинском театре**А сцена из того же «Лебедя», где балерины пляшут в баре с реками алкоголя, – такое бывало?**Я знаю балерин, которые уходят в отрыв. Мне ходить по дискотекам неинтересно, да и некогда. Мой отрыв в другом – в гости пойти к друзьям, с близкими людьми пообщаться. Или уехать в Париж, походить по музеям и магазинам. **Простые радости, сложная жизнь. Почему вы вообще выбрали эту профессию?**Стать балериной всегда хотела моя мама – красивая, умная, энергичная. Но в итоге она получила два других высших образования – химик и экономист. В детстве мы с папой над ней даже подшучивали – делали стенгазету: вырезали фигурку балерины из журнала, сверху клеили мое фото и писали: «Мамина голубая мечта». Шутка стала правдой. Когда она на моем примере узнала, сколько это стоит пота и крови, – плакала, что сделала за меня этот выбор. Но я о нем совсем не жалею!

*Шифоновое платьеKira Plastinina Lublu; атласные балетки со стразами, Manolo Blahnik; **ожерелье *из керамики, 1064° Goldsmiths Guild*Фото: Влад Локтев. **Стилист: Маша Федорова. **Макияж: Лариса Хатмулина / Mosmake. **Прическа: Алексей Горбатюк. **Продюсер: Нина Лобыкина. **Ассистент фотографа: Роман Печерин. **Ассистент стилиста: Таня Стычинская. **Ассистент продюсера: Дима Шабалин. *Благодарим Большой театр за помощь в проведении съемки.