Если вы думаете, что первыми видите бодрые лица ведущих, включая телевизор на рассвете, то ошибаетесь. Вас всегда опережают жители Дальнего Востока, где день начинается намного раньше. Поэтому у ведущих утреннего канала работа кипит уже вечером предыдущего дня. Когда в Москве девять вечера, во Владивостоке – пять утра и завтрашнее число. Утренний канал стартовал на Российском телевидении в сентябре 1998 года, с той поры сменилось много ведущих. Ирина занимает свое почетное место в студии уже почти семь лет. 15:00 Ведущие приезжают на канал. Это 5-я улица Ямского Поля, на сленге телевизионщиков – просто «Яма». Верный эфирный спутник Ирины – Владислав Завьялов, обаятельный джентльмен. Внимание: не муж! 15:30 Редакторы и ведущие собираются на летучку, где обсуждают предстоящий эфир: его темы и гостей, что готово, а что нет и прочую повестку дня. Затем Ирина с Владиславом спешат перекусить в местной столовой. Еда там самая обычная, особое меню не предлагают. Но Ирина и не привередлива – капризным девушкам на телевидении не место.
16:30 В гримерной атмосфера бодрая: пока Ирина готовится к макияжу, в комнату врывается девушка: «Спасите! Эфир через восемь минут, сделайте что-нибудь со мной!» Ей начинают лихорадочно накладывать грим и делать укладку, и она убегает прямо к камерам. Над обликом Муромцевой работают долго и вдумчиво в четыре руки: одна девушка занимается гримом, другая – прической. Волосы укладывают щипцами. «У наших гримеров огромный стаж, – комментирует Ирина, держа голову неподвижно. – Они предпочитают разные марки: и Make Up For Ever, и Chanel, кто-то использует минеральную косметику. Каждый ищет что-то свое. В обычной жизни я практически не делаю макияж, потому что грим, который мне накладывают здесь, очень серьезный, плотный: кожа по шесть-семь часов в день не дышит. Если нужно куда-то выйти вечером, я использую только консилер, румяна и тушь».
17:00 Наступает очередь костюмеров. На стене их «штаба» висит объявление: «Вниманию ведущих! Все личные вещи и аксессуары, которые вы планируете надеть в эфир, необходимо заранее утвердить у стилистов». Завьялов облачен в пуловер и пиджак, а у Ирины на выбор два платья – красное с короткими рукавами и с рукавами чуть длиннее приглушенного сиреневого оттенка. «Какое?» – Ирина строго смотрит на Завьялова. «Вот это! – показывает он. – Оно такое... цвета пыльной фуксии». Ирину смешит это определение, а Владислав серьезно комментирует: «Слишком ярких цветов в одежде мы стараемся избегать – они отвлекают от информации». И он прав. Это давний телевизионный закон – хоть для «России», хоть для CNN.
17:40 Ведущие готовы. В студию съезжаются гости. Те, кто будет в сегодняшнем эфире. С некоторыми участниками программы приходится записывать диалоги заранее, например если интервью берут по скайпу. Обстановка в студии и вокруг деловая и чуть нервная: все чем-то заняты или куда-то спешат, ничего не замечая на своем пути. Изнуренная женщина-звукорежиссер тихо бубнит под нос: «Затопчут прямо на рабочем месте». И так каждый день. Поэтому на телевидении работают люди с нервами как кабель. Ирина уверенно и спокойно шагает в туфлях на высоких каблуках, выделяясь среди телевизионной массовки походкой. Голос у нее приятный, мелодичный – он и в эфире такой, «профессионального» металла не слышно. Хотя – и это важная деталь – до того как стать ведущей, Ирина поработала и редактором, и продюсером.
18:35 В съемках перерыв, ведущие идут готовиться к прямому эфиру и отдыхать. В целом утренние передачи по своей концепции информативные, но ненавязчивые. Этот жанр называется «инфотейнтмент». Например, остросюжетный репортаж о бананах. «Что мы знаем о них?» – загадочно спрашивает корреспондент и начинает рассказ о банановых чудесах. Пока идет этот увлекательный сюжет, Ирина с Владом перебрасываются шутками: про бананы они все уже давно знают. Нет, серьезные темы тоже возникают. Как раз в следующем блоке ведущие поговорили с экспертами о том, что ждет российских пенсионеров. Весь эфир так и складывается, как сиюминутная мозаика. Бананы и пенсионеры, смешное и важное, улыбки и реплики. 21:00 Начинается прямой эфир на Владивосток – там уже пять утра. Раз в полчаса утренний эфир прерывается выпуском новостей. В студию продолжают приходить гости. Работает могучий невидимый в кадре механизм (режиссеры, операторы, редакторы, ассистенты), а мы смотрим на обаятельных ведущих.
Фото: Николай Зверков