Социальный проект года Катерина Гордеева: интервью и фотосессия

Документальный фильм Катерины Гордеевой «Победить рак» рассказал нам, почему не надо бояться этой болезни и как выйти из схватки победителем.
Социальный проект года Катерина Гордеева интервью и фотосессия

Платье, Dolce & Gabbana; туфли, Giambattista Valli; ожерелье, Fenton.**Как ваши герои согласились говорить на такую непростую тему: традиционно в России о болезнях не говорят – в том числе и потому, что никто не хочет слушать. **Самым сложным было уговорить людей уделить мне пять минут времени, чтобы я могла объяснить, почему подобное интервью необходимо. У нас ведь сложные отношения между журналистами и знаменитостями, в прессе обычно пишут про какие-нибудь разводы и прочую дикость, вместо того чтобы говорить про важное. Журналистов у нас принято бояться... **Особенно если это журналисты с развлекательных каналов.**Да. Михаил Сергеевич Горбачев, например, не давал и, видимо, больше никогда не даст интервью каналу НТВ.  **А с вами поговорил.**Это была моя журналистская мечта – сделать интервью с Горбачевым. Для меня он – кумир, это человек, который страшно много значит в моей жизни. Мы, конечно, отправили ему официальный запрос, но я потом написала еще одно, очень личное письмо про любовь. И он сделал для меня исключение... И знаете, по степени умения уважительно говорить с незнакомыми людьми, слушать вопросы Горбачев даст фору многим современным политикам. Он с удивительной откровенностью и мужеством говорил на такую трагическую и тяжелую для него тему, как болезнь Раисы Максимовны. **У вас в фильме была еще одна пронзительная мужская история – Эммануила Виторгана. **Да, сначала ведь заболел он и поправился во многом благодаря заботе своей жены Аллы Балтер, а потом, через годы, болезнь унесла жизнь Аллы. Для Эммануила Гедеоновича это было непростое решение – рассказать на камеру историю своей семьи. И я благодарна ему и всем своим героям за их откровенность. Считаю, именно так и должны вести себя настоящие кумиры, лидеры общественного мнения, потому что это и есть их ответственность перед обществом.  **Неужели никто не отказался от участия в программе? **С Лаймой Вайкуле были долгие переговоры, но в итоге она поговорила с нами, и такой откровенной я не видела Лайму ни в одном другом интервью. Главная героиня нашего фильма, доктор Марина Пак, тоже не сразу решилась рассказать о своей болезни. Но потом поняла, что как медик должна поделиться своим опытом с теми, кто попал в ту же ситуацию, и позволила нам работать с дневником, который вела в больнице. А Людмила Улицкая не только согласилась на участие, но и поехала с нами в Израиль, показала клинику, где она лечилась, потратила на нас уйму времени. И когда у меня были проблемы со сценарием, я снова обращалась к Люсе – тут она уже как писатель помогала мне с драматургией.  **Съемки вашего фильма проходили в России, Израиле, Германии, Америке... Отношение к раку у нас и за рубежом одинаковое? **Нет, совсем нет. Когда мы приехали на съемки в Америку, то обратили внимание: розовые ленточки – символы борьбы с раком груди – они там везде. Помню, стою я, любуюсь Ниагарским водопадом, а оператор-постановщик Дима тянет меня за рукав: «Смотри». И я вижу казино, на фасаде которого – огромная розовая ленточка и надпись «Такой-то процент от своих доходов мы отчисляем в фонд по борьбе с раком груди». Казино, представляете? А потом розовые ленточки мы обнаруживали на пробках от калифорнийского вина, на упаковках с йогуртами... Это феноменальная американская история, когда борьба с раком становится брендом, как «Кока-Кола» и Микки-Маус.  **Как думаете, наше общество к такой пропаганде готово? **Не уверена. Мы с ребятами в Америке накупили кучу сувениров с этими розовыми ленточками, стали всем дарить в Москве, но некоторые люди реагировали так, будто мы дарим им споры сибирской язвы. **Кстати, ваши коллеги из съемочной группы легко согласились посвятить год своей жизни теме рака? Никто не испугался? **На самом деле я очень долго подбирала команду для этого фильма. Потому что, да, подходишь ты к человеку, рассказываешь о своей идее, а он сразу меняется в лице, и начинаются отговорки: «Ой, я сейчас занят, у меня столько проектов, наверное, не получится». А однажды мне вообще сказали гениальное: «Если я буду снимать фильм о раке, я сам заболею». **Как думаете, в чем причина этого страха? Раком ведь нельзя заразиться... **А вот страхом заразиться можно. Люди боятся даже произносить название этой болезни вслух, у нас до сих пор считается, что рак – это приговор. Но наука сейчас движется со страшной силой вперед, некоторые виды рака уже побеждены, еще какие-то будут побеждены совсем скоро, ученые на полпути к этому. Много чего придумано, чтобы выявлять заболевание на ранней стадии и вылечивать. У меня есть подруги, которые смогли победить рак, родили замечательных здоровых детей и больше не вспоминают о прошлом. Нужно просто перестать бояться самой информации о болезни. Это как инструктаж по технике безопасности: мы должны знать, как вести себя в условиях чрезвычайной ситуации. **Вы в фильме подняли еще одну важную тему – работу онкологических учреждений у нас и за рубежом. И сравнение было явно не в нашу пользу. Правительство на это как-то отреагировало? **В день выхода фильма я давала интервью и сказала тогда: «Хочу, чтобы этот фильм увидел Владимир Путин». В итоге я получила очень много благодарностей от врачей, было очень много звонков от людей, которые спрашивали, как можно помочь больным и больницам, а вот звонков от чиновников не было. Больно об этом говорить, но в этом смысле результаты нулевые.  **В прессе в последнее время очень много ругательных публикаций о медиках. А какими увидели российских врачей вы? **Знаете, я ведь в детстве тоже хотела стать врачом. Мечтала быть детским кардиохирургом и даже работала санитаркой: в 12 лет в отделении патологии новорожденных, а в 13 – в патологии беременности. По-моему, мне не надо было туда идти в столь юном возрасте, потому что я не увидела тогда благодарных глаз пациентов или врачей-романтиков, а увидела очень много цинизма и разочаровалась в своей мечте. Так вот, мне кажется, работа над этим фильмом – это такой подарок судьбы, которая решила показать мне: врачи, полностью преданные своему делу, врачи-энтузиасты существуют, и их очень-очень много в нашей стране.  **Сейчас жалеете, что все-таки не стали медиком?**Да, причем сильно. В юности мне показалось, что врачи буквально убиваются на работе, и я испугалась, что, если посвящу жизнь медицине, у меня не останется времени на семью. Сейчас я работаю журналистом и так же подолгу не вижусь с родными, пропадаю на съемках и в командировках. Вот только в отличие от врачей я не спасаю человеческие жизни.  **Почему же: ваш фильм многое изменил в сознании людей, помог сделать эту тему менее табуированной, а это уже много.**В свое время мы много говорили о раке с директором фонда «Подари жизнь» Галиной Чаликовой, размышляли о том, что надо придумать что-то вроде «инструкции по применению» рака: как быть, если тебе поставили такой диагноз, куда идти, что предпринимать. И еще мы много думали о философии болезни, хотели изменить что-то в сознании нашего общества. Этот фильм я посвятила Галине – в знак благодарности за то, что она дала мне шанс подумать над этой темой. **К чему вы пришли в своих размышлениях?**К тому, что не стоит относиться к раку, как к каре небесной. Эта болезнь дает человеку шанс по-другому взглянуть на мир. После рака жизнь есть, и она еще более наполненная, чем до него. Потому что болезнь учит по-настоящему любить жизнь и не откладывать свое счастье в холодильник – до лучших времен.

Фото: Данил Головкин. Стиль: Маша Федорова. Макияж: Сергей Наумов. Прическа: Eloy Molina и Angelo Franccino/MoroccanOil.  Ассистент фотографа: Иван Андриец. Ассистент стилиста: Таня Стычинская. Продюсер: Нина Лобыкина. Ассистент продюсера: Ирина Симонова. Логотип размещен на правах рекламы.Ссылки по теме-Женщина года Glamour 2012: победители и шоуЖенщина года Glamour 2012: красная дорожка - Женщина года Glamour 2012: девичникЖенщина года Glamour 2012