Идеальный шторм: Ирина Хакамада о том, как пережить кризис с выгодой для себя

Для одних экономический кризис — крушение далекоидущих планов, для других — поле новых возможностей. Ирина Хакамада рассказала, как выжать из текущей ситуации максимум выгоды.
Идеальный шторм Ирина Хакамада о том как пережить кризис с выгодой для себя

Она успешная бизнес-вумен и яркий политик — в прошлом, писатель и общественный деятель — в настоящем. Насущные вопросы о пошатнувшейся экономике мы задали кандидату экономических наук и одной из умнейших женщин страны Ирине Хакамаде.

Снижение цен на нефть — единственная причина нынешнего кризиса?Нет. За последние двадцать лет в российской экономике накопились внутренние проблемы. В каком случае они взрывают ситуацию? Когда их усугубляют внешние факторы. Рецессия в Европе и снижение темпов роста производства в Китае привели к падению спроса на нефть, плюс проблемы с Украиной и санкции – все сложилось в «идеальный шторм».

Идите в интернет. Онлайн-торговля актуальна как никогда и требует минимальных затрат.

** ** ****А какие внутренние проблемы вы имеете в виду? **** **Представьте нашу экономику в виде корпорации: она мало что производит, экспортирует практически только сырье. Если пригласить антикризисного менеджера, в первую очередь он будет смотреть, как управляется компания: кто принимает решения, почему корпорация не реагирует на требования рынка и не усиливает конкурентность продукции. На мой взгляд, главная проблема — неэффективность управления страной. ** И вторая проблема: наша экономика определяется состоянием десятка крупных сырьевых компаний, которые обеспечивают около 60 % бюджета. Если они набрали долгов и идут вниз, то во всей экономике проблемы. А малый бизнес, который должен быть «подушкой безопасности», не развивается.Какие возможности для малого бизнеса открывает кризис?Девальвация рубля и налоговые каникулы (нулевая налоговая ставка на два года для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных после 29 декабря 2014 г. — Прим. ред.) — выгодные условия, чтобы начать свое дело. Но у старт-апа должны быть минимальные затраты.  Во время депрессии и непредсказуемости первое правило бизнеса — экономия на основных фондах. Был у тебя дорогой офис — переезжай в более дешевый. Был парк машин – все продавай и бери на аутсорсинге по необходимости. Надо усиливать оборот и сохранять низкие цены, чтобы привлечь больше клиентов. Готовы люди тратить деньги на продукты и услуги? Да, они привыкли к определенному качеству. Если обеспечить им это качество за приемлемые деньги, то прибыль можно удержать за счет увеличения оборота. Но на сотрудниках экономить нельзя — наоборот, необходимо привлекать самые креативные мозги.

Пошив детской одежды — выгодное дело. покупать ребенку дорогие вещи многим теперь не по карману. Симпатичное и бюджетное пойдет на ура.

Если говорить о сферах бизнеса — для кого сейчас раздолье?Для тех, кто занимается продуктами питания. Чем дешевле, тем охотнее люди станут покупать. Человек всегда будет есть, всегда будет лечиться, пользоваться услугами — стричься, делать маникюр.

Цены растут тем не менее иногда вдвое.Бизнес не знает справедливости. Если потребитель лох и в панике скупает все подряд, почему бы этим не воспользоваться? Есть только один способ снизить цены — усилить конкуренцию. Когда продавец знает, что его пошлют на фиг с новым ценником, а на улице миллион других, торгующих тем же самым, тогда будут низкие цены. Но есть и позитив в нынешней ситуации.  Рядом с моим домом, например, открылся фермерский магазин LavkaLavka. На Гоголевском бульваре — магазин «Морошка». Я балдею! В «Лавке» есть фермерская колбаса, пельмени с треской, с капустой. В «Морошке» — омуль, нельма, в общем, драгоценная северная рыба.   Это благодаря запрету на импорт?В «Морошке» мне прямо сказали: «Раньше мы вообще не могли эти продукты привезти, а теперь всем открыли шлюзы». Нам полезен такой урок. Может, впервые власть поймет, что нужно заниматься производством собственного товара, менять систему управления.

Маркетинговая идея — ваше все. Чтобы понять, что будет продаваться, определите, каких товаров и услуг не хватает вам и вашим знакомым.

Что посоветуете тем, кто хочет создать свой бизнес, но не знает, с чего начать, или боится?Первое: нужно найти маркетинговую идею, которая продается. Второе: свести к минимуму стартовую себестоимость, не нанимать сразу целый штат — пусть один человек выполняет десять функций. То есть не разводить понты: тут у меня бухгалтер, президент, вице-президент, тут красивый стол... И третье: двигаться маленькими шагами. И чем выше риск, тем шаг должен быть меньше. Так начать легче.  Например, у меня нет денег, но я сделаю первый шаг — посчитаю, много ли мне их надо. Часто говорят: «Мне нужен миллион». Какой миллион? На что? Посчитали: оказалось, можно осилить. Но одному страшно, лучше с партнером. Вот и ищи партнера. А люди сидят, мечтают, но ничего не делают. Потому что хотят все и сразу. Мы не технологичная нация, мы нация настроения. То у нас мечта, то у нас страх. То истерика, то бурная радость. Нужно потехнологичнее и поспокойнее. И все получится.

Мой мастер-класс «Кайф, драйв и карьера» придется кстати сегодня, когда все нервничают. Я расскажу, как быть успешной во время турбулентности.
Во всех подробностях
Идеальный шторм: Ирина Хакамада о том, как пережить кризис с выгодой для себя
ГалереяCлайдов: 3
Смотреть галерею