Фильмы-победители Канн

«Древо жизни», «Полисс», «Должно быть, это здесь» и другие.
Фильмыпобедители Канн

Хотя победа Терренса Малика была ожидаема, представленный им на фестивале фильм далеко не так однозначен для зрителей.

«Древо жизни» — Золотая пальмовая ветвьСложная философская картина, которая рассматривает ключевые проблемы современной цивилизации через призму жизни отдельного человека, вызвала весьма разноречивые отклики. «Тайна зарождения и исчезновения жизни, краткий миг существования в присутствии тех, кто исторгнут из небытия одновременно с тобой, человек как космос — основные темы картины, которые постигаешь скорее умозрительно, поскольку основной эмоцией от просмотра остается все же изумление перед амбициями режиссера, попытавшегося втиснуть целую вселенную в один фильм», — Мария Кувшинова, Openspace.ru. Из официального синопсиса немногое можно почерпнуть: зрителю предлагается проследить за развитием 11-летнего мальчика, который наблюдает мир, родителей, братьев. И все кажется ему исполненным гармонии и смысла, но действительность становится мрачнее, когда главному герою в первый раз приходится столкнуться с болью, страданиями и смертью. Некогда абсолютно ясный мир тогда превращается в лабиринт.

Кадры из фильма «Древо Жизни»Повествование ведется в двух плоскостях: кадры появления галактик, когда зритель 40 минут созерцает на экране завораживающие фотографии глубин Вселенной, сделанные с помощью телескопа, соседствуют с историей жизни обычной американской семьи 50-х годов прошлого века. Сюжет фрагментарен и практически неважен, не зря Малика считают мастером децентрированных композиций, мелких движений камеры и внезапной перемены света. Главный вывод режиссера, известного своей замкнутостью, состоит в том, что человеку не дано разумом понять замысел Бога, однако у него всегда есть возможность подчиниться законам мироздания. В этом случае на человека сходит особая благодать, которая позволяет ему стать частью Древа жизни.

«Дело не в том, что Малик визуально соединяет оплодотворенную планету и женщину, ждущую ребенка, — ассоциация, приводящая в движение мотив Матери-Земли. Важно, с какой серьезностью и искренностью он их соединяет. Этот фильм — утверждение веры Малика в способность кинематографического образа выражать возвышенное и, может быть, его веры в то, что аудитория ответит ему такой же серьезностью. Это также служит напоминанием о том, что не многие современные режиссеры поднимают вопросы жизни и смерти, и рискуют поставить их без очевидного сюжета в качестве подпорки. Не то, чтобы такие вопросы совсем не задавались в наших фильмах, они задаются, но косвенным образом. В данный момент удивляет скорее прямота, с которой Малик берется за эти вопросы, и именно она идет против течения мейнстримного кинематографа», — Манола Дарджис, NYTimes.

Премьера фильма в России состоится 6 июня — можно попробовать сделать свои выводы.  «Однажды в Анатолии» — Гран-приЖизнь в маленьком провинциальном городке похожа на долгое путешествие по степным просторам: ждешь, что за следующим холмом откроется что-то новое, другое, а видишь только те же самые степные дороги, похожие друг на друга, одинаково бесконечно тянущиеся к горизонту...

Кадры из фильма «Однажды в Анатолии»Фильм турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана — настоящий tour de force авторской режиссуры, «кинематографический персидский ковер ручной выделки, красивый, уютный и необхватный» (Алексей Гуськов). Фильм был самым длинным в конкурсной программе (2 часа 37 мин.), и он почти целиком состоит из протокольно дотошных следственных процедур и технических пауз между ними. Несколько полицейских колесят на трех машинах по путаным пригородным дорогам в поисках неглубокой могилы, расположенной между весьма расплывчатыми объектами. Подозреваемые почти не могут помочь следствию — в ночь убийства, как они уверяют, были пьяны и мало что помнят. Все остальное — отвлеченные разговоры, невозмутимая красота природы и выразительность усталых лиц… Неспешный ритм фильма успокоил даже вечно суетящихся журналистов, так как ни один из них не покинул зал до конца просмотра — а это о многом говорит.

«Мальчик на велосипеде» — Гран-при«Мы не хотели тратить полтора года на фильм, в котором добро не победит», — объяснили братья Жан-Пьер и Люк Дарденны (двухкратные обладатели Золотой пальмовой ветви) финал своего фильма после премьеры на фестивале. Простой сюжет, простые съемки, простые герои и география: 13-летний Сирил ищет своего отца, живет он в детском доме, куда папа привел его месяц назад, обещая скоро забрать, но обещания не сдержал. Случайная встреча с парикмахершей Самантой предоставит Сирилу шанс на новую жизнь.

Кадры из фильма «Мальчик на Велосипеде»Все ленты Дарденнов примерно об одном — о спасении, о том, как один человек может быть спасен другими людьми. Однако простота не отменяет глубины, потому даже оптимистичный финал оставляет место для размышлений: все ли так благополучно в мире, если, даже не разобравшись в том, что произошло, родители учат детей лгать…

Основные лауреаты 64-го Каннского кинофестиваляПриз жюри фестиваля — «Полисс» (реж. Майвенн Ле Беско)

Кадры из фильма «Полисс»

Приз международной ассоциации кинокритиков FIPRESCI — «Гавр» (реж. Аки Каурисмяки)

Кадры из фильма «Гавр»

Награда Экуменического жюри — «Должно быть, это здесь» (реж. Паоло Соррентино)

Кадры из фильма «Должно быть, это здесь»

Победители программы «Особый взгляд» — «Ариранг» (реж. Ким Ки Дук) и «Остановка на перегоне» (реж. Андреас Дрезен)

Кадры из фильма «Ариранг»

Кадры из фильма «Остановка на Перегоне»