Lifestyle

Lifestyle / Карьера

Стюардессы бизнес-авиации: правила

Glamour побывал в школе, где готовят персонал для частных самолетов.

gl_Kharlamov Jetserv Stuardesi 16_.jpg
Не праздничное застолье, но мастер-класс по элитному вину: девушки при исполнении должны разбираться в предметах роскоши

В школу стюардесс бизнес-авиации приходят не столько ради возможности надеть красивую форму – бортпроводниц готовит почти каждая крупная авиакомпания. Но лишь у выпускниц этого учебного заведения борт становится социальным лифтом. Из которого можно если и не выйти на высшем этаже (традиция женитьбы олигарха на стюардессе ушла в прошлое вместе с разводом Романа Абрамовича), то хотя бы приобщиться к жизни богатых и знаменитых: типичный пассажир частного самолета – политик, бизнесмен, кинозвезда. «Это не работа, а стиль жизни, от которого потом непросто отказаться. Достаточно один раз подняться в небо, чтобы уже никогда не захотелось возвращаться в офис», – говорит Ирина Юшина, генеральный директор JetService, школы по подготовке стюардесс для бизнес-авиации. Ирина знает, о чем говорит: за ее плечами – пятнадцать лет работы бортпроводницей и 6000 часов в воздухе. Но ее до сих пор тянет «наверх». 

Улыбочку, вас снимают

gl_Kharlamov Jetserv Stuardesi 311_.jpg
Бортпроводница должна уметь отличать не только красное вино от белого, но и хорошее от плохого. К счастью, отличать дорогое от дешевого не придется — в бизнес-авиации не принято экономить на еде, спиртных напитках и сервировке стола

Бизнес-центр, школа JetService, второй день занятий. Стройные девушки рассаживаются на свои места и достают тетради. Первое, что бросается в глаза, – улыбки. Очень скоро я узнаю, что хотя хмурым в этом классе делать нечего, но и доброжелательность – не единственный критерий отбора учениц. «Мы берем только тех, в ком абсолютно уверены, что из них получится хорошая стюардесса. А без высшего образования и хороших манер это исключено», – говорит мне Ирина и проходит в центр аудитории. Первый вопрос, который она обычно задает абитуриенткам: почему вы хотите стать бортпроводником? Просто «мечтающих о красивой жизни» Ирина тут же отбраковывает – готовность к труду должна доминировать над желанием летать по всему миру. Ведь бортпроводница не «путешествует», а выполняет рейс. И не «по разным странам», а куда отправят. С самого первого занятия девушек настраивают на тяжелую («50 % своего времени стюардесса тратит на уборку самолета»), но высокооплачиваемую работу. Оглашаются средние оклады: от 60 000 до 200 000 рублей плюс командировочные от 150 евро в день. Но и это не предел: компанию одной из здешних выпускниц ее работодатель оценил в 300 000 в месяц – бизнесмены, которые вкладывают в покупку и содержание самолета десятки миллионов евро, могут не экономить на сотрудниках. И если стюардессы у наших бизнесменов всегда соотечественницы, то пилоты, как правило, иностранцы. «Девочки, учите язык! С экипажем вы будете общаться только на английском, заказывать кошерную еду VIP-пассажиру, приземлившись в Африке, тоже», – заканчивает речь директор и тут же дает всем задание к завтрашнему дню составить на английском языке свое резюме. 

Который живет над крышей

gl_Kharlamov Jetserv Stuardesi 42_.jpg
Наглядная демонстрация двух важнейших качеств стюардессы: медитативное спокойствие (брюнетка здесь) и открытая доброжелательность (блондинка снизу). Через три недели занятий в школе каждая из них должна научиться воплощать собой и то и другое одновременно

Третий день занятий. Утро начинается с обсуждения трагедии под Ярославлем. Погибла хоккейная команда «Локомотив». Наталья Шелест, которая читает лекцию по предмету «Сервис класса luxe», никак не может прийти в себя. Сейчас она начальник службы бортпроводников авиакомпании «Джет-2000», а когда-то летала, и погибший командир бизнес-джета Як-42 Андрей Соломенцев был другом семьи. Слышу из зала реплику: «Частный самолет подчиняется тем же законам физики и теории вероятности, что и все остальные, так что и богатые тоже боятся летать». Наталья рассказывает, что задача стюардессы – вселять в пассажиров уверенность в удачном завершении полета. «Кроме того, вы должны дарить пассажирам домашнее тепло, – объясняет она. – Вот заходит он на борт усталый, в плохом настроении, что-то, может, не то про него в газете написали. И видит фрукты на столике, цветы, шампанское. И понимает, что все в порядке, что его здесь ждали и можно наконец расслабиться». 

Полевая кухня

gl_Kharlamov Jetserv Stuardesi 175_.jpg

Наступает перерыв, и Наталья наливает мне чай. Я видела, что заваривала его Света, по совместительству профессиональный чайный сомелье. На мой комментарий «Отличный!», не задумываясь, рассказывает: «Это же гуаньиньулун. Идеален для снятия стресса, выдерживает до 30 заварок. Сильный аромат, утонченный вкус». Света пришла учиться на стюардессу, потому что «любовь к небу у нее с детства». Ее мама работала экспедитором в аэропорту Алма-Аты, поэтому обычным делом для девочки было возиться не с игрушками, а с ланч-боксами. Но пластиковых коробок ей уже не увидеть – на бизнес-борту она будет расставлять фарфор и натирать столовое серебро. Посуда должна соответствовать еде. «У нас особые пассажиры, и им нужна особая еда: если блины – то с икрой, если мясо – то мраморная говядина. И стюардесса должна стараться, чтобы на борту было абсолютно все, что нужно», – поясняет Ирина. «Абсолютно все» – это еще и винотека. Составлять ее тоже будет сама бортпроводница. Поэтому в школе в том числе учат и отличать моносепажные сорта винограда от ассамбляжных, пинотаж от шираза, оттенки белой сливы от тонов фиалки. 

Досмотр перед вылетом

gl_Kharlamov Jetserv Stuardesi 234_.jpg

В учебном классе стоит манекен, на нем – костюм стюардессы. Пиджак, юбка до колен, туфли на маленьком каблучке. От себя каждая девушка, как правило, добавляет к форме нитку жемчуга и маленькие часики. Это максимум, который позволителен на борту. Внешность «небесной ласточки» должна быть аскетичной – хотя стандартов красоты вроде бы и нет, очень красивых и бывших моделей в профессии не ждут. «Стюардесса не демонстрирует себя, она создает комфортную атмосферу, оставаясь незаметной. А у моделей самодемонстрация с эротическим уклоном выработана настолько, что они не могут даже поставить бокал на стол, не позируя», – говорит Наталья Либерт, психолог и бизнес-тренер. Помимо умения «поставить бокал», при приеме на работу соискательница сдает массу других «экзаменов». Свое заключение о ней дает кадровое агентство, личный помощник владельца самолета и даже пилоты. Сотрудница проходит проверку на детекторе лжи, ее биографию изучает служба безопасности, да и сам хозяин активно участвует в процессе найма. «Владелец самолета может задавать довольно странные вопросы, – говорит Юшина своим студенткам. – Например, один человек спросил стюардессу, насколько быстро она ест. Оказалось, что если «медленно, значит, и работает плохо». Для другого были важны аккуратность и чистоплотность: на собеседовании, которое проходило зимой, он попросил девушку снять сапоги. Увидев педикюр, он успокоился: понял, что девушка за собой следит. 

Чек-ин, чек-аут 

Если провести в школе хотя бы два дня, начинает казаться, что проходишь инструктаж на военном объекте. Но если вдуматься, то понятно, почему: раз даже в метро объявляют, что это «транспорт, связанный с повышенной опасностью», то что говорить про самолет. Пусть и маленький, пусть и красивый, пусть и дорогой. Быть стюардессой бизнес-джета – ответственная работа. VIP-пассажир должен быть доволен полетом всегда – это закон. Начинающие бортпроводницы в своей работе первое время видят только преимущества. Но психологически выдерживают не все: не каждая воспримет как должное необходимость приседать перед клиентом на корточки (чтобы выслушать его пожелания или накрыть ему обед), переобувать его, пристегивать ему ремень безопасности – что делают сотни сотрудниц бизнес-джетов. «Стюардесса бизнес-джета должна ощущать себя в первую очередь хозяйкой дома, которая думает не о себе, а о том, чтобы ее гостям было хорошо», – говорит психолог и бизнес-тренер Наталья Либерт. 

Я вспоминаю красоту облаков, яркий цвет закатов и историю будущей «небесной ласточки» Лены – на эти курсы ее отправил жених, пилот из Швейцарии. Она выучится всем премудростям пинотажа и купажа и через год переедет в Женеву. Там они поженятся и будут вместе летать – он за штурвалом, она – в красивой форме. 

Евгения Венглинская, 34 года 
В небе – 5 лет

gl_IMG_5339_.jpg

В бизнес-авиацию я пришла очень взрослой, в 28 лет. У меня два высших образования, до этого я возглавляла PR-департамент в одной крупной компании. Я работала по 12 часов в сутки, буквально сгорая на работе. Когда поняла, что достигла потолка, ушла без сожаления. Начала карьеру стюардессы, стала победительницей конкурса «Королева неба 2008». Сейчас я стюардесса-фрилансер. Это выгодно, потому что ставка выше, и надежно — есть пассажиры, которые без меня вообще никуда не летают. 

Наталья Лукьянова, 22 года 
В небе – 1 год

gl_IMG_5134_.jpg

Стюардессой я стала случайно. До этого у меня была скучная и нудная работа в Университете дружбы народов. Однажды прыгнула с парашютом и поняла, что без неба больше не смогу. Решение пойти в бизнес-авиацию приняла сразу. Опыт работы с людьми у меня был, и я не боялась никаких трудностей. Правда, недавно летела с принцессой Монако Каролиной и очень волновалась. К счастью, она оказалась очень дружелюбной и приветливой девушкой. Впрочем, и мы, стюардессы, не подкачали.

Екатерина Богомолова, 29 лет 
В небе – 8 месяцев

gl_IMG_4989_.jpg

До того как стала бортпроводницей, я была менеджером по работе с клиентами в частном детском саду. Но идея стать стюардессой пришла давно. Моя бабушка работала в аэропорту, мой дядя был бортинженером. Я окончила институт, вышла замуж, родила ребенка, и эти мысли, казалось бы, улетучились навсегда. Но вот мой ребенок вырос, и я вспомнила о своей давней мечте. Теперь работаю на частном самолете, у меня прекрасные клиенты — семейная пара с детьми. Если мне позволит здоровье, я буду летать всю жизнь.

Ирина Юшина, 35 лет 
Директор школы JetService, в небе – 15 лет

gl_Kharlamov Jetserv Stuardesi 255_.jpg

За время работы стюардессой бизнес-авиации я облетела весь мир. А ушла, чтобы открыть свою школу, и не пожалела об этом.

Неземная красота

Романтический образ стюардессы воспет не только в «Мимино», но и в американском кинематографе. 

«Пэн Американ»

Screen shot 2011-10-03 at 18.21.52.jpg

Эта авиакомпания разорилась в 1991-м, а сериал о ней вышел в 2011-м: первые серии о захватывающих приключениях Кристины Риччи в небе уже есть в сети.

«Боинг, боинг»

boeingboeingwestend6.jpg

Комедия 1965 года доказывала, что одного парня может хватить сразу на трех стюардесс (при удачном расписании полетов).

«Поймай меня, если сможешь»

MCDCAME_EC037_H.jpg

Фрэнк Абигнейл (в исполнении ДиКаприо) легко выдавал себя за пилота, но попробовал бы он без подготовки справиться с работой бортпроводницы.

«Вид сверху лучше»

gl_kinopoisk.ru-View-from-the-Top-434845_.jpg

Героиня Гвинет Пэлтроу не только делает головокружительную карьеру — из стюардесс местных линий в пилоты авиалайнера, но и обретает семейное счастье.
Клейкая лента, утягивающее белье и другие хитрости звезд Клейкая лента, утягивающее белье и другие хитрости звезд
Такая разная: аромат для переменчивых натур Такая разная: аромат для переменчивых натур
Мисс бикини: 40 лучших Instagram-фото звезд в купальниках Мисс бикини: 40 лучших Instagram-фото звезд в купальниках
Les Belles de Nina: мини-сериал Nina Ricci и Glamour, часть 4 Les Belles de Nina: мини-сериал Nina Ricci и Glamour, часть 4
50 идей маленьких и лаконичных татуировок 50 идей маленьких и лаконичных татуировок
Как сегодня могли бы одеваться героини сериала «Секс в большом городе» Как сегодня могли бы одеваться героини сериала «Секс в большом городе»
Не родись красивой: знаменитые красавицы до и после пластической хирургии Не родись красивой: знаменитые красавицы до и после пластической хирургии
Кайли Дженнер, Адель, Бейонсе и еще 50 девушек, которые умеют обходиться без макияжа Кайли Дженнер, Адель, Бейонсе и еще 50 девушек, которые умеют обходиться без макияжа

Битвы

Кейт Миддлтон 0%

Дрю Бэрримор 0%

VS

Самое интересное на Glamour

подписка на
Glamour
Glamour
на вашем планшете
и смартфоне
Glamour
shopping
facebook

Glamour Россия
в Facebook

vkontakte

Glamour Россия
в Vkontakte

Twitter

Glamour Россия
в Twitter

youtube

Видео-канал
Glamour Россия

instagram

Glamour россия
в instagram

Instagram
google+

Glamour россия
в google+